Днепру необходим статус реки со свободным судоходством: Неотложные шаги к реформе внутренних водных путей Украины в партнерстве с ЕС

16 Апр

Украинский речной транспортный ком­плекс имеет устаревшие технологии и нор­мативную базу 90-х годов. Государственной инфраструктурой управляют неэффек­тивно, госпредприятия на внутренних вод­ных путях неэффективны. Стратегические грузопотоки с внутренних водных пу­тей исчезли или переориентированы. Объемы перевозок по внутренним во­дным путям Украины в 2014 году состави­ли 4,3 млн тонн – лишь 7% по сравнению с 90-ми годами. За это время штаты пред­приятий существенно сократились или даже были ликвидированы, а поступления в госу­дарственный и местные бюджеты упали.

Главная идея настоящей статьи в том, что интеграция внутренних водных пу­тей Украины в систему водных путей ЕС позволит решить упомянутые и другие проблемы транспортной системы Украины.

Здесь есть много очевидных рисков. Приднепровье и Придунавье в такой ситуа­ции превратятся в депрессивные регионы, транзитное судоходство остановится, не будет инвестиций в отрасль и финансовой помощи ЕС. Ситуация требует общегосу­дарственной программы по реформиро­ванию наших внутренних водных путей, системного комплекса реформ, который будет реализован быстро и решительно. А основой такой программы могут стать стратегические рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по созда­нию эффективного и устойчивого вну­треннего водного транспорта на общеев­ропейском уровне.

Сотрудничество с ЕС означает, в пер­вую очередь, выполнение рекомендаций проектов Еврокомиссии в Украине. Речь идет о проектах «Поддержка интеграции Украины в Трансъевропейскую транс­портную сеть» (ТЕN-Т), региональном транспортном проекте ТРАСЕКА, проек­те «Логистические процессы и морские магистрали II» (ЛОГМОС), программе со­трудничества «Твининг» по гармонизации со стандартами ЕС. Продвижение по пути этих рекомендаций позволит использовать средства ЕС для реформирования, а затем и для обеспечения эксплуатации внутрен­них водных путей по алгоритму и модели, которые уже разработаны и оплачены для Украины Еврокомиссией.

Интеграция внутренних водных пу­тей Украины в систему водных путей ЕС позволит бороться за транзитные грузы. Днепру необходим статус международной реки со свободным открытым судоход­ством, которое осуществляется на основе равенства по уплате портовых и навигаци­онных сборов. Важно восстановить маги­стральный водный путь международного значения Е40 на участке Днепр – Висла – Одер, участвовать в проекте транснационального водного пути Херсон – Днепр – Западная Двина – Рига (Черное море – Днепр – Балтика).

Структурированная система отрасле­вого законодательства и управления в соот­ветствии с рекомендациями ЕК направлена на коммерциализацию внутренних водных путей. Закон о внутренних водных путях должен сочетать функционирование реки с частным бизнесом и деятельностью при­брежных промышленных территорий и го­родов. Для внутренних водных путей не­обходимы специальные условия (тарифы и сборы), упрощенная технология пересе­чения границы судами река-море, норма­тивная база по формированию структуры по контролю и обеспечению функциониро­вания. Тут есть с кого взять пример: ска­жем, речной порт в Париже зарабатывает за счет предприятий и логистических центров, которые функционируют рядом в свобод­ной экономической зоне. Это привлекает грузопоток и обеспечивает новые рабочие места. Также построена система органи­зации управления каналами Фландрии.

Административная реформа предпо­лагает создание отдельного полноправного подразделения, отвечающего за внутрен­ние водные пути (аналог Администрации морских портов). Направления институ­ционального и административного ре­формирования должны быть прописаны в базовом законе. Должна внедряться коммерческая составляющая в управле­нии реками и прилегающими к ним терри­ториями с использованием государствен­но-частного партнерства.

При формировании инфраструктур­ных реформ следует отделить коммер­ческую инфраструктуру от обслужива­ния речного хозяйства, сигнализации и другого навигационного оборудования и инфраструктуры, находящейся в ответ­ственности государства. Если говорить о кадровом обеспечении, то стандарты обучения и сертификации должны быть едиными с ЕС. Нужна также программа специализированного образования речни­ков с гарантированным трудоустройством.

Организационная структура Адми­нистрации ВВП может быть следующей: во главе стоит директор администрации, которому подчинены подразделение управ­ления и развития, агентство речной безо­пасности, агентство по надзору и контролю за частными терминалами, управляющие компании водных путей (региональные), подразделение технической эксплуатации, служба водных путей и хозяйства, техни­ческие участки. Она соответствует рекомендациям ЕК, которые уже применяют­ся в странах – новых членах ЕС.

В результате таких реформ сформи­руется конкурентоспособный комплекс транспортной системы Украины, наши внутренние водные пути полноценно ин­тегрируются в Трансъевропейскую транс­портную сеть TEN-T. Объем перевозок по ним оценочно может достигнуть 18 млн тонн до 2020 года. Судоходная сеть будет развиваться путем расчистки русел рек (в том числе рек Южный Буг, Десна), углу­бления Днепра. Поступят в бюджет сред­ства от инвесторов и эксплуатации водных путей (включая береговую полосу), появят­ся новые рабочие места, на реках станут развиваться новые направления (туризм, водные виды спорта, рекреация), что даст соответствующие поступления в бюджет.

Автор:

Александр ЛЫСЕНКО,

эксперт по логистике водного транспорта

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 2. – С. 12.